ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИХ ПРОЕКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВИЧУГА, В ЦЕЛЯХ
ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ
(в ред. Решения городской Думы городского округа Вичуга
от 26.09.2013 N 83)
1. Общие положения
1.1. Экспертиза нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления городского округа Вичуга, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность), проводится в отношении проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа Вичуга, в отношении действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа Вичуга, а также в отношении других документов по поручению руководителя органа местного самоуправления городского округа Вичуга.
1.2. Экспертиза на коррупциогенность проводится юристами органа местного самоуправления городского округа Вичуга (структурного подразделения) - разработчика проекта (далее соответственно - уполномоченный специалист, орган местного самоуправления), юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (далее - Методика).
(п. 1.2 в ред. Решения городской Думы городского округа Вичуга от 26.09.2013 N 83)
2. Независимая экспертиза на коррупциогенность
2.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами, прошедшими в Министерстве юстиции Российской Федерации соответствующую аккредитацию в качестве независимых экспертов, в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно - независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).
2.2. В отношении проектов документов, документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
2.3. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении органа местного самоуправления - разработчика проекта документа.
2.4. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность специалист органа местного самоуправления - разработчик проектов документов размещает их на официальном сайте городского округа Вичуга в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование с заинтересованными органами и должностными лицами, в порядке подготовки проектов правовых актов в органе местного самоуправления городского округа Вичуга.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность не может быть менее 3 и более 10 дней.
2.5. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
Экспертное заключение направляется в орган местного самоуправления, в котором осуществлялась разработка проекта документа, по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
2.6. Экспертное заключение по результатам независимой экспертизы носит рекомендательный характер.
2.7. Разработчик нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта обязан рассмотреть экспертное заключение и совершить одно из следующих действий:
1) внести в проект документа изменения, направленные на устранение и (или) ограничение действия выявленных признаков коррупциогенности;
2) подготовить проект о внесении изменений в нормативный правовой акт, обеспечивающий устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции;
3) направить в орган или должностному лицу, уполномоченному принять нормативный правовой акт, аргументированную пояснительную записку с обоснованием выраженного несогласия о невозможности внесения изменений, указанных в экспертном заключении, подписанную руководителем структурного подразделения, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.
2.8. В случае, предусмотренном пп. 3 п. 2.7 настоящего Порядка, орган или должностное лицо, уполномоченные принимать нормативные правовые акты, вправе:
1) оставить нормативный правовой акт без изменений (в случае проведения независимой экспертизы в отношении действующего муниципального правового акта), принять (подписать) муниципальный нормативный правовой акт в редакции разработчика (в случае проведения независимой экспертизы проекта муниципального правового акта);
2) вынести вопрос о рассмотрении результатов независимой экспертизы на коррупциогенность на заседание Координационного совета по противодействию коррупции в городском округе Вичуга (далее - Совет).
3. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов
нормативных правовых актов
3.1. Разработчик проекта нормативного правового акта должен стремиться к недопущению включения в текст данного документа норм, содержащих типичные коррупциогенные факторы, перечисленные в Методике.
3.2. При подготовке проекта правового акта специалист органа местного самоуправления - разработчик проекта устанавливает наличие в проекте признаков нормативности.
В случае, если проект правового акта содержит признаки нормативности, в листе согласования указывается "Является нормативным правовым актом".
3.3. При направлении проектов нормативных правовых актов для экспертизы на коррупциогенность уполномоченным специалистам, разработчик проекта в сопроводительной записке приводит информацию о независимой экспертизе проекта на коррупциогенность проекта документа с указанием:
- организации (организаций), проводившей(их) экспертизу;
- выводов экспертизы (каждой из проведенных экспертиз, если в независимой экспертизе участвовали две и более организации);
- своей позиции как разработчика документа в отношении каждого из указанных в заключениях по результатам независимой экспертизы положений, предположительно создающих условия для проявлений коррупции;
- об отсутствии представленных в установленные сроки заключений независимой экспертизы на коррупциогенность.
К проекту документа прилагаются все поступившие экспертные заключения с сопроводительными письмами организаций, заинтересованных лиц, проводивших независимую экспертизу проекта.
3.4. Экспертиза на коррупциогенность проводится уполномоченными специалистами одновременно с правовой экспертизой поступивших на согласование проектов документов.
3.5. По результатам экспертизы на коррупциогенность проектов документов уполномоченным специалистом дается соответствующее заключение.
(п. 3.5 в ред. Решения городской Думы городского округа Вичуга от 26.09.2013 N 83)
3.6. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, а также экспертизы на коррупциогенность, проводимой уполномоченным специалистом, устраняются на стадии доработки проекта документа разработчиком проекта документа.
3.7. Разработчик проекта нормативного правового акта обязан рассмотреть заключение о результатах экспертизы на коррупциогенность и совершить одно из следующих действий:
1) внести в проект документа изменения, направленные на устранение и (или) ограничение действия выявленных признаков коррупциогенности;
2) направить в орган или должностному лицу, уполномоченному принять нормативный правовой акт, аргументированную пояснительную записку с обоснованием выраженного несогласия о невозможности внесения таких изменений, подписанную руководителем структурного подразделения, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.
3.8. В случае, предусмотренном пп. 2 п. 3.7 настоящего Порядка, орган или должностное лицо, уполномоченные принимать нормативные правовые акты, вправе:
1) принять (подписать) нормативный правовой акт в редакции разработчика;
2) вынести вопрос о рассмотрении результатов экспертизы на коррупциогенность на заседание Совета.
4. Экспертиза на коррупциогенность действующих
нормативных правовых актов
4.1. Экспертиза на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов организуется и проводится Советом по графику, а также независимыми экспертами в инициативном порядке за счет собственных средств.
4.2. График экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов (далее - график) раз в полгода утверждается руководителем органа местного самоуправления по представлению Совета.
Нормативные правовые акты включаются в график по представлению структурных подразделений органов местного самоуправления, разработавших данный нормативный правовой акт.
4.3. Нормативные правовые акты включаются в указанный график с учетом:
- информации об их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций;
- предложений заинтересованных организаций о проведении экспертизы на коррупциогенность.
4.4. Для обеспечения возможности своевременного проведения независимой экспертизы на коррупциогенность действующего нормативного правового акта, включенного в график в соответствии с п. 4.2 настоящего Порядка, Совет размещает на официальном сайте городского округа Вичуга в сети Интернет данный нормативный правовой акт в течение 3-х рабочих дней с момента его рассмотрения на заседании Совета, с указанием срока для проведения независимой экспертизы и представления результатов экспертизы для рассмотрения в орган местного самоуправления.
4.5. Результатом проведенной экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов являются выявленные в нормативном правовом акте типичные и иные коррупционные факторы и проявления коррупциогенности или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной экспертизы на коррупциогенность оформляются в виде заключения.
(в ред. Решения городской Думы городского округа Вичуга от 26.09.2013 N 83)
4.6. Заключения по результатам экспертизы на коррупциогенность действующего нормативного правового акта, проведенной Советом, рассматриваются структурным подразделением органа местного самоуправления, ответственным за разработку данного документа.
Указанное структурное подразделение готовит в течение 15 дней с момента получения заключения о проведении экспертизы на коррупциогенность проект о внесении изменений в нормативный правовой акт, обеспечивающий устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, и представляет его в Комиссию для повторной экспертизы на коррупциогенность.
5. Основные правила проведения экспертизы
на коррупциогенность
(введен Решением городской Думы городского округа Вичуга
от 26.09.2013 N 83)
5.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
5.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
5.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в документе выявленных коррупционных факторов.
В экспертном заключении также указывается, что иных типичных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, а также иных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, не обнаружено.
5.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
5.5. Описание выявленных положений нормативных правовых актов и возможных (предполагаемых) негативных последствий выявленных положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, указывается в заключении, отражающем результаты экспертизы на коррупциогенность, по усмотрению подписывающего его лица в целях достижения ясности излагаемой в экспертном заключении позиции.
Степень коррупциогенности анализируемого нормативного правового акта в целом в документе, отражающем результаты экспертизы на коррупциогенность, не определяется.
При обосновании коррупциогенности отдельных норм правового акта допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.
6. Контроль за проведением экспертизы на коррупциогенность